«Благодаря охвату всей цепочки создания добавленной стоимости мы всегда можем гарантировать высочайшее качество»

Аграрный бум объясняется преимущественно введенным Россией продовольственным эмбарго, которое открыло для российских аграриев весьма выгодные возможности. Как обстоят дела у крупнейшего производителя молока в России «ЭкоНива», и каковы перспективы у этой российско-германской компании?

«Благодаря охвату всей цепочки создания добавленной стоимости мы всегда можем гарантировать высочайшее качество»

Рассказывает Штефан Дюрр, председатель правления Ekosem-Agrar AG и президент ГК «ЭкоНива». Интервью опубликовано в журнале Impuls 3/2019.

Как Вы оцениваете развитие аграрного сектора в России за последние десять лет? 

Что касается производства свинины, мяса птицы, зерна и овощей, Россия благодаря субсидиям смогла за это время достичь самообеспечения. И даже намерена экспортировать продукцию данных отраслей, а по объему экспорта пшеницы Россия уже занимает первое место в мире. В сфере производства молока иная исходная ситуация, поскольку постоянно появляются новые современные предприятия и исчезают прежние с устаревшими стандартами содержания животных. В целом сельское хозяйство в России характеризуется относительно недорогими до сих пор площадями, доступной рабочей силой, отличной аграрной структурой с современными аграрными предприятиями и смежными отраслями. Квалификация растет очень быстро, в подавляющем большинстве наблюдается высокое одобрение обществом, а мы пользуемся преимуществами политики, направленной на поддержку эффективных современных предприятий. 

Аграрный бум объясняется в значительной степени российским продовольственным эмбарго, введенным в 2014 году. Помните Вашу первую реакцию на данное событие? 

Я не предполагал, что это будет так скоро реализовано. То, что это может случиться, для меня было логично. Важно было показать, что санкции – это палка о двух концах. После введения Россией ответных мер на санкции Запада нашему перерабатывающему сектору открылись действительно хорошие возможности для развития. Российские производители получили возможность без конкуренции в лице западных компаний – в первую очередь, в сфере производства сыра – поставлять свою продукцию в супермаркеты и постепенно знакомить с ней потребителя, постепенно улучшая при этом качество. 

Я правильно понимаю, что вы не особо почувствовали влияние эмбарго, и продолжили работу в обычном режиме? 

На «ЭкоНива» эмбарго не оказало никакого прямого влияния, поскольку в то время мы занимались лишь производством молока. Заменители сырого молока, например, сухое молоко и масло, могли без ограничений импортироваться из стран, на которые не распространялось эмбарго, напр., из Новой Зеландии и, конечно, Белоруссии. 

Российские производители за эти пять лет очень сильно подтянулись по качеству продукции. Поэтому я полагаю, что отвоевать доли рынка в среднем сегменте качества будет очень сложно. В премиальном сегменте ситуация, возможно, несколько иная.

Последние несколько лет мы часто слышим термин «импортозамещение». Насколько оправданной Вы считаете данную стратегию? 

Разумеется, необходимо, чтобы Россия имела возможность использования своих преимуществ в сельском хозяйстве, обеспечиваемых за счет хороших рамочных условий. Связанная с импортозамещением государственная поддержка указанных выше отраслей привела к хорошим результатам и открывает возможности экспорта продукции. И это при том, что в областях, больше не являющихся дефицитными, государство уже прекратило субсидирование – напр., для производителей свинины и мяса птицы. Что касается других видов продукции, то здесь все зависит от того, сможет ли Россия в среднесрочной перспективе повысить уровень своей компетенции до экономически приемлемого уровня. То, что это возможно, видно на примере комбайнов российского производства, которые по соотношению цена/качество стали хорошей альтернативой продукции западных компаний. 

Какие меры помогут (еще более) повысить темпы модернизации АПК в России? 

Агропромышленный комплекс является в целом очень капиталоемкой отраслью. Поэтому высокий процент на заемный капитал – это определенно препятствие для инвестиций. Следовательно, государственные меры поддержки в этой области представляют собой важный инструмент повышения темпов модернизации. Другой важный с нашей точки зрения аспект – дальнейшее создание локального ноу-хау и повышение компетенций. Я считаю, здесь крайне важно – поддерживать связи на международном уровне с целью обмена знаниями и опытом. Напр., в сфере производства и выращивания семян мы уже длительное время сотрудничаем с одним немецким производителем. России очень не хватает прочной системы дуального обучения, как в Германии. Для непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции наших сотрудников мы создали в «ЭкоНива» свою собственную систему обучения, которая включает в себя теоретическую и практическую часть. Если бы данный подход более масштабно применялся в России, это, несомненно, также способствовало бы модернизации. 

Расскажите подробнее о компании «ЭкоНива». Чем можете похвастаться? 

С момента основания группы компаний «ЭкоНива» в 1994 году, т.е., уже 25 лет назад, мы превратились в крупнейшего производителя молока в России и Европе. В 1998 году мы начали продавать сельхозтехнику из Европы. В 2002 году мы приобрели первое российское аграрное предприятие и стали активным участником отрасли АПК. В 2006-м построили свою первую современную молочно-животноводческую ферму. В последующие годы мы постепенно росли, увеличивая как поголовье, так и площади наших сельхозугодий. В настоящее время у нас шесть направлений: помимо молочного животноводства, переработки молока и растениеводства, мы – а это всего почти 13 тыс. сотрудников – занимаемся также семеноводством, племенным скотоводством и экопроизводством. Наши предприятия располагаются в девяти регионах России и обрабатываем более 550 тыс. га сельхозугодий. Общее поголовье крупного рогатого скота – около 160 тыс. голов, из них приблизительно половина – это фуражные коровы, а валовый надой молока в этом году составит около 800 тыс. тонн. 

МОЛОЧНЫЙ ЧЕМПИОН РОССИИ МОЛОЧНЫЙ ЧЕМПИОН РОССИИ

А как продолжится история компания? 

Как я уже говорил, у российского аграрного сектора огромный потенциал. В Россию импортируется более 6 млн тонн эквивалента сырого молока в год, поскольку имеется структурный дефицит сырого молока. Поэтому мы будем использовать государственные меры поддержки для расширения нашего производства молока. В этом году у нас строятся 15 новых молочно-животноводческих ферм приблизительно на 50 тыс. молочных коров. С начала 2012 года мы увеличили количество наших молочных коров более чем в шесть раз – до 80 тыс. голов. 

Вы намерены преуспеть также в сфере переработки молока? 

Мы сейчас активно развиваем эту область. В конце 2018 года мы запустили новый зонтичный бренд для молочных продуктов «ЭкоНива». Наши продукты доступны в более чем 900 торговых точках в Москве и Московской области, в Калуге, Воронеже и Липецке – и покупатели их очень хорошо принимают. Кроме того, сейчас в Новосибирске строится наш крупный перерабатывающий комплекс с производительностью переработки до 1150 тонн молока в день. На очереди другие проекты в сфере переработки, поэтому в среднесрочной перспективе мы сможем поставлять нашу продукцию практически во все основные регионы России. Мы готовы стать первым интегрированным производителем молока федерального уровня. 

А как насчет конкурентов? 

Поскольку в России все еще имеется дефицит сырого молока локального производства, то в этом смысле у нас нет конкурентов. Мы считаем себя очень хорошим и эффективным производителем и будем рады любой честной конкуренции. В сфере переработки молока ситуация иная. В данной относительно новой для нас области нам предстоит еще кое-что освоить. Но мы уверены, что мы сможем завоевать доверие потребителей с помощью нашей продукции под относительно новым брендом «ЭкоНива». 

Каким образом? Каковы ваши самые убедительные аргументы? 

Наша отличительная особенность – охват всей цепочки создания добавленной стоимости: начиная с корма для коров и переработкой сырого молока и заканчивая молочной продукцией наивысшего качества. Благодаря этому мы всегда можем гарантировать наивысшее качество. Однако мы не можем конкурировать по уровню цен с производителями, которые заменяют молочный жир дешевым пальмовым маслом и не указывают данную информацию на упаковке. Но данная запрещенная практика, насколько мы наблюдаем, встречается, к счастью, все реже и реже. 

Вам знакома проблема нехватки специалистов? Как вам удается ее решить? 

Поиск квалифицированных специалистов – задача непростая. В особенности, когда компания демонстрирует интенсивный рост, как в нашем случае. Именно поэтому мы и занимаемся самостоятельно обучением и повышением квалификации наших сотрудников. К примеру, мы по всей стране сотрудничаем с российскими вузами и предлагаем студентам путем участия в наших стипендиальных программах и стажировках различные возможности получить первый опыт работы на наших предприятиях. Только в 2018 году стажировки на наших предприятиях прошли более 1000 студентов. В настоящее время в трех школах Воронежской области мы предоставляем ученикам возможность подготовиться к поступлению в сельскохозяйственные вузы путем участия в семинарах и практических занятиях – это существенно повышает имидж сельского хозяйства с профессиональной точки зрения. 

В конце 2018 года был запущен новый зонтичный бренд для молочных продуктов «ЭкоНива»

Какой рецепт вы бы выписали российской экономике? 

Россия выбрала правильный путь, сосредоточив свои усилия на том, в чем она может добиться успеха, например, сельском хозяйстве. В непосредственной близости располагаются рынки стран Азии с невероятным потенциалом, потому что возможности этих стран в сфере сельского хозяйства весьма ограниченны. В этом отношении у России определенно большой потенциал для роста. Продолжая курс на диверсификацию экономики, Россия могла бы стать более независимой от природных ресурсов. 

Как вы считаете: локализация – это правильный путь? 

В отраслях, в которых Россия предпринимает серьезные попытки создания и укрепления собственных производственных мощностей, иностранные игроки в будущем будут испытывать без локализации серьезные проблемы. В целом российская экономика очень сильно зависит от природных ресурсов. В этом отношении преследуемая правительством цель, заключающаяся в диверсификации промышленности, создании дополнительных отраслей промышленности и последовательном повышении объемов собственного производства, является верной. Однако в определенных сферах отсутствуют необходимые для этого рамочные условия, напр., для обеспечения возможности глубокого производства сложной продукции. В этом случае можно порекомендовать правительству, призывающему к локализации, подумать и о соответствующих мерах по развитию инфраструктуры. 

Вопросы задавала Лена Штайнметц, Российско-Германская ВТП

Обратная связь
Контакты
БЦ «Фили Град», Береговой проезд, д. 5А, к.1, 17-й этаж, 121087 Москва. (Метро “Фили”)
Google Map
Телефон:

+7 495 234 49 50

Факс:

+7 495 234 49 51

Спасибо за Ваше обращение!