Claas

Чуткие гиганты

Как из немецких технологий получаются российские зерноуборочные комбайны

Вечером крестьянин возвращается домой в поту, с мазутом на руках и пылью на лице. «Точнее, возвращался, – говорит генеральный директор CLAAS в Краснодаре Ральф Бендиш, – сегодня агроном может ехать в поле хоть в белой рубашке».

Климатизированная, пыленепроницаемая кабина и бортовой компьютер превратили зерноуборочные комбайны и тракторы CLAAS из вестфальского городка Харзевинкель в современные рабочие места, своего рода хайтек-офисы на колёсах. 

Удивляют они и своим необыкновенным чутьем: еще во время сбора урожая комбайн подмечает, где кукуруза удалась, а где ей не хватило питательных веществ. Через спутники эти сведения передается другим машинам, чтобы те получше удобрили почву в соответствующих местах. Кроме того, комбайны умеют самостоятельно следовать по прямой параллельно уже сжатой полосе. Одним нажатием кнопки или через сенсорный экран оператор может скорректировать настройки, пока комбайн массой до 14 т продолжает работать как будто без вмешательства человека.

Колоссы, столь чуткие к зерновым, делают и в России. Фирма CLAAS больше десяти лет осуществляет сборку тракторов на заводе на окраине Краснодара. Во второй части производства, построенной позднее, изготавливают комбайны. Вначале на сварочных столах лежат голые листы металла, в конце из заводских ворот выезжает комбайн высотой 4 метра. 

Роботы нарезают и сгибают листовой материал, окунают его по очереди в 13 огромных ванн с водой, химикатами и пигментами. Когда двери и детали кузова обретают хорошо узнаваемый зелёный цвет CLAAS, рабочие приступают к сборке – устанавливают двигатели, колеса, стекла. 

Результат – немецкие технологии, только сделанные в России.

Ради статуса отечественного производителя и доступа к госзаказам немецкое предприятие стало первой иностранной фирмой, заключившей так называемый специнвестконтракт с российским правительством. По его условиям CLAAS обязуется производить свою технику в основном в России. Взамен компании предоставляют такие же условия, как и отечественным конкурентам, и она может участвовать в программах господдержки сельского хозяйства. 

Например, российские производители сельхозмашин могут продавать их со скидкой и обращаться к государству за возмещением недостающей суммы. Это должно позволить большему количеству фермеров обзавестись новой техникой, дефицит которой все еще ощущается на российских полях. Местами устаревший парк не позволяет собирать весь урожай.

В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, российское сельское хозяйство пришло в упадок. Восстановление отрасли было долгим, и сегодня она является одной из самых динамично развивающихся в мире. Так, в 2017 году в стране было собрано около 140 млн тонн зерновых, то есть больше, чем даже в самые удачные советские годы. Но потенциал далеко не исчерпан. По оценкам, все еще простаивают пашенные угодья, которые использовались в СССР, в общей сложности примерно равные по площади Германии.

Уже сегодня, по подсчетам директора CLAAS Бендиша, одну десятую часть всего российского урожая зерновых убирают с помощью комбайнов СLAAS. 

В 1990-е годы его фирма поставила первую технику в сильные аграрные регионы страны.

Тогда же она начала выстраивать сеть дилеров с базами сервисного обслуживания. А в начале нулевых открылся завод в Краснодаре, житнице России, как называют регион на берегах Кубани. Подобно многим немецким фирмам, компания CLAAS столкнулась с большими трудностями при поиске отечественных поставщиков комплектующих и была вынуждена ввозить детали из Германии. Из более чем тысячи предприятий, которые рассматривали в CLAAS, только 40 стали долгосрочными партнерами.

Однако сегодня все больше компонентов CLAAS производит в России. Фирма инвестировала в развитие завода в Краснодаре свыше 120 млн евро, это крупнейшая одноразовая инвестиция за всю историю компании. Количество работников превысило 400 человек. Среди заказчиков есть как отдельные предприятия, так и крупные агрохолдинги. 

Небольшая часть техники экспортируется в Казахстан и другие соседние государства, большинство машин перевозят по железной дороге или отправляют на специальных трейлерах в плодородные регионы России. Изредка фермеры приезжают сами и перегоняют комбайны своим ходом в хозяйства, расположенные в нескольких сотнях километрах от завода – при максимальной скорости в 20 км/ч.

Раз в году, во время уборки, Бендиш встает из-за директорского стола и садится в офис на колесах. Рассказывая об этом, Бендиш приходит в восторг. Меньше чем за час комбайн может обмолотить больше зерна, чем он съест хлеба за всю свою жизнь. «Чувство, как за штурвалом гоночного болида – столько адреналина выбрасывается в кровь, когда приводишь в движение эту гигантскую машину», – говорит генеральный директор.

Тогда и у водителя современного зерноуборочного комбайна на лбу могут проступить несколько капель пота.

Фото: Hans-Jürgen Burkard

МАСТЕРА РОССИИ

MR

MR

Лидер мирового рынка из Регенсбурга запустил стартап на Урале

– Подробнее...
Обратная связь
Контакты
Родина немецкого бизнеса
БЦ «Фили Град», Береговой проезд, д. 5А, к.1, 17-й этаж, 121087 Москва. (Метро “Фили”)
Google Map
Телефон:

+7 495 234 49 50

Факс:

+7 495 234 49 51

Спасибо за Ваше обращение!