Knauf

Эволюция вместо революции

Как семейное предприятие стало мостом между Германией и Россией

Её можно увидеть и в новой Мариинке в Санкт-Петербурге, и на московском стадионе „Лужники“, и в Олимпийском парке в Сочи. А многие россияне даже делят с ней кров: речь идет о гипсовой строительной плите КНАУФ. Флагманский продукт семейного предприятия из Нижней Франконии (Северная Бавария) покорил российские стройки и магазины стройматериалов, вооружившись слоганом „Немецкий стандарт“. 

За последние 20 лет группа КНАУФ инвестировала свыше 1,5 млрд евро и считается эталоном немецкой философии предпринимательства в России.

Когда патриарх компании Николаус Кнауф сразу после распада Советского Союза строил планы производства в России, он действовал наперекор тренду. Да, торговое представительство КНАУФ в Москве появилось еще в 70-е годы, и тем не менее, решиться на столь существенные инвестиции означало шагнуть в неизвестность. Что, если еще молодое, измученное кризисами государство вновь вернулось бы к строительству коммунизма? – Однако Кнауф после падения берлинской стены не сомневался, что пути назад нет: «Когда в тогдашнем Советском Союзе начались перемены, я понял, что страна будет двигаться к рыночной экономике», - вспоминает он. [1]

В августе 1993 года группа КНАУФ приобрела долю в капитале гипсового завода ТИГИ в подмосковном Красногорске.

Спустя считанные недели на столичные улицы вышли танки: путч, конституционный кризис, здание парламента в руинах. Советский Союз остался в истории, но и Российская Федерация в последующие годы не раз приближалась к краю бездны. В долгосрочной перспективе риски Кнауфа оправдались, российский рынок – это почти 150 миллионов человек. Многие из них жили тогда в пришедших в упадок домах и бетонных многоэтажках, а это – колоссальный потенциал для производителя строительных материалов. КНАУФ сумел опередить обоих конкурентов из Франции, концерны Lafarge и Saint Gobain.

В августе 1993 года группа КНАУФ приобрела долю в капитале гипсового завода ТИГИ в подмосковном Красногорске.

В августе 1993 года группа КНАУФ приобрела долю в капитале гипсового завода ТИГИ в подмосковном Красногорске.

Спустя считанные недели на столичные улицы вышли танки: путч, конституционный кризис, здание парламента в руинах.

„КНАУФ инвестирует в производство“ - так Юрий Михайлов подытоживает российскую стратегию группы компаний, в которой работает уже 20 лет. Немецкие предприниматели как никто другой сделали ставку на локальное производство в России.

Сегодня Михайлов руководит компанией „КНАУФ Петроборд“ в пригороде Санкт-Петербурга. История её развития показательна для экспансии группы в целом. Первым делом КНАУФ неизменно находит существующие производственные мощности и приобретает их вместе с трудовым коллективом и менеджментом. Эволюция вместо революции – таков девиз КНАУФ, реконструкция осуществляется поэтапно. „Поначалу всегда приходится искать компромисс между знаниями на местах и немецким ноу-хау“, - рассказывает Михайлов. Определенное время производством управляют сотрудники из Германии. Конечная цель – это высочайшее качество, выбор пути остается в компетенции менеджмента, „который пользуется в этом вопросе большой свободой“, - отмечает Михайлов.

Завод под руководством Михайлова производит картон, столь необходимый группе КНАУФ. Гипс как бы зашивается в два слоя картона, который придает прочность гипсовому листу и на который приходится большая часть себестоимости. В других странах картон закупается у сторонних поставщиков, однако в России группа КНАУФ решила всё собрать в одних руках. 

„Производство в России, из российских материалов и для российского рынка“, - так Михайлов описывает философию КНАУФ. „Локализация“ станет частью политики российского правительства и будет у всех на устах лишь позднее – спустя солидное время после того, как среднее предприятие из Нижней Франконии воплотит такую концепцию в жизнь.

Картонный комбинат в пригороде Санкт-Петербурга является крупнейшим в России и единственным в мире в составе группы КНАУФ. Склад размером с вокзал заполнен горами макулатуры, которая с транспортеров сбрасывается в коричневый „бульон“ и растворяется в нем. Получившаяся масса разливается в формы и просушивается – это энергозатратный процесс, занимающий несколько часов. Чтобы получить одну тонну картона, потребуется 1149 кг макулатуры. Огромная картоноделательная машина в почти безлюдном цехе работает круглые сутки, и только дважды в месяц её на 12 часов останавливают на техобслуживание. Готовый картон в форме толстых рулонов доставляется на заводы КНАУФ не только в России, но и в некоторых соседних странах. Чтобы впредь картонные листы сходили с конвейера АО „КНАУФ ПЕТРОБОРД“ еще быстрее, группа КНАУФ инвестирует 50 млн евро в модернизацию картоноделательной машины, невзирая на стагнацию, продолжающуюся на российском рынке стройматериалов уже несколько лет. В лучшие времена на долю России приходилась одна пятая оборотов группы. Но после того, как рубль ослаб, кредиты подорожали, а реальные доходы стали снижаться, объем строительства сократился.

Инвестиции в трудные времена – на таком принципе всегда основывалась система этого семейного предприятия. «Мы не станем сокращать инвестиции. Рано или поздно люди снова начнут больше строить, и тогда им потребуются стройматериалы - мы будем расти вместе с рынком“, - уверен Янис Краулис, с 2012 года управляющий группой КНАУФ СНГ. [2] “Инвестиции сегодня – это знак нашего доверия к российскому рынку и к местному менеджменту”, - говорит управляющий партнер группы КНАУФ Манфред Грундке.

“Инвестиции сегодня – это знак нашего доверия к российскому рынку и к местному менеджменту”, - говорит управляющий партнер группы КНАУФ Манфред Грундке.

Еще в кризис 1998 года среднее предприятие, в отличие от многих своих конкурентов, сохранило верность России – хотя трудности, с которыми тогда сталкивался КНАУФ, не ограничивались рамочными условиями в экономике: один завод на юге России подвергся рейдерскому захвату со стороны собственного генерального директора, где-то еще налоговая полиция вдруг стала предъявлять странные требования. Благодаря адвокатам и контактам в политических кругах КНАУФ удалось отстоять свои права. 

„Glück auf!“, „Счастливого пути! – такая надпись по-немецки и по-русски красуется над лифтом. В шлеме, с фонарем и кислородным баллоном на случай аварии горняки спускаются на глубину 130 м. К забоям ездят на джипах; лучи фар которых пронзают пыльный воздух. Разрешенная скорость - 40 км/ч, здесь действуют правила дорожного движения. Под землей работают 90 автомобилей, а также экскаваторы и карьерные самосвалы размером с дом. Еще более причудливые, „длиннорукие“ машины просверливают шпуры в стенках, в которые устанавливается взрывчатка, чтобы отколоть очередную порцию породы. Подъем гипса полностью автоматизирован, и в подземном царстве КНАУФ сегодня почти безлюдно.

„Glück auf!“, „Счастливого пути! – такая надпись по-немецки и по-русски красуется над лифтом. В шлеме, с фонарем и кислородным баллоном на случай аварии горняки спускаются на глубину 130 м. К забоям...

На заводах, расположенных уже на поверхности Земли, белое полезное ископаемое встречается с картоном из Санкт-Петербурга. Впрочем, здесь производятся не только гипсокартонные плиты, но и другие классические...

Под Волгоградом установлен монумент, напоминающий об особенных отношениях между двумя народами. На военно-мемориальном кладбище в Россошках похоронены немцы и русские, сражавшиеся друг против друга...

На заводах, расположенных уже на поверхности Земли, белое полезное ископаемое встречается с картоном из Санкт-Петербурга. Впрочем, здесь производятся не только гипсокартонные плиты, но и другие классические продукты бренда КНАУФ. Как они используются в современном строительстве, можно увидеть в Москве, в одном из новейших спортивных комплексов России. Гипсокартонные плиты на конструкциях из металлического профиля на стадионе „Спартак“ отделяют ВИП-зоны; цементные плиты АКВАПАНЕЛЬ® нашли применение на трибунах напротив; в комнатах телекомментаторов тишину обеспечивают звукопоглощающие гипсовые плиты.Систему КНАУФ дополняют сухие штукатурные смеси. Аналогичную картину можно наблюдать и на большинстве других российских стадионов, которые будут принимать ЧМ по футболу. КНАУФ „прошел квалификацию“ для участия в крупном спортивном событии 2018 года с той же легкостью, что и немецкая футбольная сборная, в 2014 году получившая титул чемпиона мира. 

Впрочем, история бренда КНАУФ в России – это больше, чем только цифры и рынки. В огромной стране КНАУФ нашла партнеров среди региональных и московских политиков, а также жителей городов, где расположены заводы группы. Там КНАУФ ремонтирует мосты и дороги, финансово поддерживает школы и церкви. Николаус Кнауф стал почетным консулом России в Нюрнберге. Он консультирует фирмы, которые – как сам он четверть века назад – сегодня готовы выходить на российский рынок. Тем самым он наводит мосты между Германией и Россией. 

На военно-мемориальном кладбище в Россошках похоронены немцы и русские, сражавшиеся друг против друга в годы Второй Мировой войны. Волгоград, тогдашний Сталинград, как ни один другой город является символом страданий, некогда принесенных немецкими солдатами на русскую землю. В 2016 году Кнауф вместе с партнерами построил здесь «Часовню мира». Она не только призывает к миру в Европе, но и служит символом примирения между немцами и русскими.

МАСТЕРА РОССИИ

Liebherr

Liebherr

Краны и экскаваторы из Баден-Вюртемберга движут российские стройки

– Подробнее...
Phoenix Contact

Phoenix Contact

Как электротехнический концерн из Вестфалии завоевал российский рынок

– Подробнее...
Обратная связь
Контакты
Родина немецкого бизнеса
БЦ «Фили Град», Береговой проезд, д. 5А, к.1, 17-й этаж, 121087 Москва. (Метро “Фили”)
Google Map
Телефон:

+7 495 234 49 50

Факс:

+7 495 234 49 51

Спасибо за Ваше обращение!