Volkswagen

Двигатель прогресса

Крупнейший автомобильный концерн Европы помогает воплотить в жизнь российскую мечту о вождении

Перед предыдущим поколением российских покупателей стоял лишь скудный выбор безнадежно устаревших моделей автомобиля. Советским «народным автомобилем» - а именно так переводится название марки Volkswagen – тогда были «москвичи» или «жигули», малолитражки, почти без изменений выпускавшиеся с 1970-х годов. В Советском Союзе потенциальные покупатели, будь то семейные или одинокие, вставали в специальную очередь, если не могли позволить себе покупку на черном рынке по многократно завышенной по сравнению с официальной цене. К тому времени, когда по прошествии лет, очередь, наконец, подходила, их дети часто успевали вырасти. Выбор в классе люкс был еще меньше: состоятельным покупателям приходилось довольствоваться тяжелыми лимузинами «волга» и «чайка».

Сегодня экономика дефицита для россиян осталась в прошлом. Это можно увидеть, напрмер, в Porsche Driving Center на трассе Moscow Raceway под Москвой.

В столице молодые парочки составляют свои новые автомобили на тачскринах в салоне Audi City Moscow всего в сотне метров от Красной площади. Одним прикосновением они меняют цвет и «резину» седанов и спорткаров. 

Покупатели выбирают двигатель и кожу для обивки сидений, возможны тысячи комбинаций. Автомобиль мечты отображается в реальную величину на экране шириной 15 м. Длительное ожидание при покупке теперь не актуально ни для российского среднего класса, ни для широких масс, которые могут выбирать между современными моделями компакт-класса, такие как Volkswagen Polo. Правда, состоятельным покупателям все равно приходится запасаться терпением, ведь Lamborghini или Bentley в России заканчиваются еще до старта продаж. Гордые автовладельцы с сотнями «лошадей» под капотом воплощают в жизнь мечту детства в Porsche Driving Center на трассе Moscow Raceway под Москвой – во время обучения, организуемого швабской культовой маркой.

Возможностью испытать те же ощущения за рулем, что и жители Германии или США, россияне обязаны не в последнюю очередь иностранным производителям, таким как Volkswagen. 

Крупнейший автоконцерн Европы широко представлен в России. Это и марки классов премиум и люкс – Audi, Porsche, Bentley и Lamborghini, и мировые хиты продаж от Škoda и Volkswagen. 

В Санкт-Петербурге две грузовые марки, тоже входящие в концерн, выпускают многотоннажные модели MAN и Scania.

В российской «дочке», «Фольксваген Груп Рус», работают свыше 5600 человек; сегодня это один из крупнейших игроков в российской автомобилестроительной отрасли.

Россия – один из самых перспективных авторынков мира. С 1990 года, меньше, чем за 30 лет, количество легковых автомобилей на тысячу жителей возросло с 60 до 300. 

Но в таких странах, как Германия, этот показатель в два раза выше. Поэтому в России с ее 140-миллионным населением еще сохраняется своего рода отложенный спрос на моторизацию, и миллионы россиян в ближайшие годы, возможно, приобретут свой первый автомобиль. Иностранные производители, и, прежде всего, Volkswagen, разглядели такой потенциал. Инвестиции концерна в Россию уже составили более 1,8 млрд евро.

Еще в начале 1990-х годов вольфсбуржцы торжественно открыли свое первое представительство в стране, а в 2007 году запустили сборочный завод в 170 км к юго-западу от столицы в Калуге. В 2009 году на калужском заводе запустили производство по полному циклу – также стали изготавливать кузова и оборудовали покрасочный цех. 4 300 российских сотрудников выпускают там модели Volkswagen Tiguan, Škoda Rapid и Volkswagen Polo. Кузова свариваются, грунтуются и ­окрашиваются, после чего на конвейере они едут через монтажный цех, где рабочие устанавливают сиденья, окна и оборудование салона. На второй линии собирается ходовая часть – двигатель, коробка передач, оси. 

Встреча двух линий в России, как и в Германии, называется «свадьбой» – две составляющие становятся частью одного автомобиля. При полной загрузке завод может выпускать до 225 000 автомобилей в год.

Ставки иностранных производителей на производство в стране отчасти обусловлены успехом российской политики. Подъем экономики, продолжавшийся с начала 2000-х годов, привел к буму на авторынке. Растущий средний класс часто выбирал иномарки. Вскоре только половина автопродаж приходилась на продукцию отечественного производства. Чтобы его спасти, правительство прибегло к политике кнута и пряника. Оно привязало налоговые льготы и сниженные таможенные пошлины к серьезной локализации иностранными автоконцернами производства автомобилей и комплектующих, а не просто к отверточной сборке. Международные производители должны были разместить в России свои современные заводы и собственными ноу-хау вывести отстающий автопром на новый уровень.

Правительству удалось достичь этой цели. Доля рынка автомобилей, производимых в стране, сегодня приближается к 90%. 

Volkswagen внес в это существенный вклад: немцы не только расширили свое производство в Калуге, но и пошли на партнерство с отечественной Группой ГАЗ, наладив на ее основном заводе в Нижнем Новгороде, в 400 км к востоку от Москвы, сначала производство полного цикла Škoda Yeti, затем Volkswagen Jetta и Škoda Octavia. Концерн Volkswagen за 200 млн евро модернизировал завод Группы ГАЗ и разработал программу обучения рабочих.

Кроме того, немецкий концерн решил самостоятельно производить двигатели в России, тем самым став первопроходцем среди международных концернов. 

В 2015 году Volkswagen запустил в Калуге недалеко от автозавода производство 1,6-литровых бензиновых двигателей. Самые современные машины фрезеруют, шлифуют и сверлят отверстия в агрегатах, количество которых может доходить до 150 000 в год, а 400 сотрудников занимаются сборкой моторов, проверкой качества и обслуживанием оборудования. Они предназначены для заводов группы не только в России, но и в других странах.

Российский авторынок порой напоминает американские горки. После рекордного 2012 года, когда в стране было продано почти 2,8 млн новых автомобилей, многие верили, что Россия вот-вот станет крупнейшим рынком легковых автомобилей в Европе. Но в последующие годы падение продаж достигало 50%. Слабый рубль привел к повышению цен даже на те модели, которые производились в стране, поскольку многие комплектующие и материалы закупались за рубежом.

Рецессия впервые с 1990-х годов привела к снижению реальных зарплат. Люди не могли позволить себе покупку новых автомобилей. С 2017 года рынок снова стал расти. Международные концерны, такие как Volkswagen, в трудные времена сохранившие и даже расширившие российский бизнес, оказались на удачных стартовых позициях, чтобы пожать плоды роста.

Маркус Озегович (в центре) с топ-менеджерами Volkswagen в Калуге.

Производство в Санкт-Петербурге.

На заводе Фольксваген в Калуге

Группа Volkswagen заняла примерно одну десятую часть российского авторынка. Особенно востребованы в модельном ряду большинства марок кроссоверы (SUV) – в частности, потому, что они лучше проявляют себя на зачастую плохих российских дорогах. Лидеры продаж по маркам – это Audi Q7, Porsche Cayenne и Bentley Bentayga, самый роскошный внедорожник в мире. Сказанное распространяется даже на Lamborghini: в начале 218 года в Москве концерн представил самый быстрый кроссовер планеты, и всего через несколько дней все предназначенные для продажи в Россию автомобили были зарезервированы. Настоящими хитами продаж стали Škoda Rapid и Volkswagen Polo, изготавливаемый в Калуге в кузове хетчбэк, поскольку комплектующие для него уже сегодня на 75% производятся в России. Успехом пользуется и новый Tiguan. Чтобы выпускать его на заводе в Калуге, Volkswagen инвестировал 180 млн евро. В Нижнем Новгороде с 2018 года с конвейера сходят новые внедорожники Škoda Kodiaq, пришедшие на смену Škoda Yeti, которые в последний год своего выпуска были самой продаваемой на экспорт моделью российского производства.

«Наша цель – выпускать в России автомобили, которые мы можем продавать по всему миру.»

Наращивание экспорта было заявлено в качестве цели российской политики. К 2025 году 10% производимых в стране автомобилей должны продаваться в другие страны. Маркус Озегович был бы рад, если бы это стало возможно даже раньше. «Наша цель – выпускать в России автомобили, которые мы можем продавать по всему миру», – говорит дипломированный инженер, с 2011 года занимающий пост генерального директора «Фольксваген Груп Рус» и являющийся старейшим иностранным топ-менеджером международного автоконцерна в России. Поэтому СМИ называют его «дуайеном российского автопрома». 

Помимо калужских двигателей, с недавних пор концерн также поставляет в Евросоюз модели Škoda Octavia нижегородского производства. Но в то же время Озегович знает, что пока сдерживает экспорт. Так, у РФ практически нет соглашений о свободной торговле с крупнейшими автомобильными рынками; государство отстает и в вопросах введения новых экологических стандартов, позволивших бы унифицировать модели для локального и экспортного рынков.

Если удастся устранить отставание в этих областях, автомобили из Калуги и других российских оплотов автопрома будут ездить не только по самой большой в мире стране, но и по всем континентам. 

И даже если сегодня это только мечта, России уже удалось всего за одно поколение стать неотъемлемой частью глобального автопрома и превратиться из страны «жигулей» и «волг» в родину настоящих Volkswagen.

Фото: Ханс-Юрген Буркард

МАСТЕРА РОССИИ

Solana

Solana

Как немецкий картофель пускает корни в русской земле

– Подробнее...
Bezgraniz Couture

Bezgraniz Couture

Социальные предприниматели – немец и русская – нарушили табу инвалидности

– Подробнее...
Обратная связь
Контакты
Родина немецкого бизнеса
БЦ «Фили Град», Береговой проезд, д. 5А, к.1, 17-й этаж, 121087 Москва. (Метро “Фили”)
Google Map
Телефон:

+7 495 234 49 50

Факс:

+7 495 234 49 51

Спасибо за Ваше обращение!